Политика безопасности при работе в Интернете

Обучение пользователей



5.7. Обучение пользователей

Большинство компьютерных пользователей организации попадает в одну из трех категорий - интернет-мастера; пользователи, обладающие знаниями, но не обладающие опытом; пользователи, которые знают Интернет, провели в нем много времени, но не знают, как он устроен.

Большинство пользователей знает, что с использованием Интернета связан риск, но не понимает, с чем он связан, и как его избежать. Они часто не умеют распознать проблему с безопасностью, или как обезопасить себя при повседневном использовании Интернета. Они не знают последствий недопустимого или неавторизованного использования Интернета.

Доведите до пользователей их обязанности в области безопасности, и научите их, как надо себя вести - это изменит их поведение. Пользователи не могут соблюдать политики, которые они не понимают. Обучение также способствует индивидуальной отчетности, которая является самым важным способом повышения компьютерной безопасности. Не зная необходимых мер безопасности и как их применять, пользователи не смогут до конца отвечать за свои действия. Обучение также необходимо сетевым администраторам, которым требуются специальные навыки для понимания и реализации технологий, требуемых для обеспечения безопасности соединения с Интернетом. Риски, связанные с Интернетом, должны быть доведены до руководства организацией, чтобы обеспечить его поддержку.

Все пользователи, администраторы и руководители подразделений, имеющие доступ к Интернету, должны пройти начальный инструктаж в области безопасности и периодически проходить его снова. Обучение опытных пользователей должно быть, в основном, сосредоточено на вопросе допустимого использования Интернета. Например, почему организация приняла решение запретить прием определенных групп новостей USENET. Почему личные письма, в заголовке которых указан почтовый домен организации, отражаются на репутации, независимо от того, использовалась фраза о том, что точка зрения, выраженная в письме - это личное мнение или нет. Некоторые пользователи, окончившие университет, могут испытать шок при доведении до них таких требований. Должен быть сделан упор на ролях и их ответственности, помимо технических проблем безопасности. Технических специалистов надо обучать их обязанностям при реализации технических сторон политики на их системах и сетях, как это описано в пункте 5.6.1.

Пользователи, которые уже что-то знают, должны обучаться способам использования Интернета. Они могут быть достаточно хорошо знакомы с BBS, и должны быть проинформированы, что их письма будут теперь распространяться по всему миру, а не только в США или среди небольшой группы пользователей. Эти пользователи должны быть осмотрительны - перед тем, как написать письмо, следует сначала посмотреть, о чем пишут в данной группе новостей. Они не должны загружать программы или подписываться на информацию, пока не будут понимать последствий своих поступков - они могут подвергнуть организацию риску. А других пользователей, которые более продвинуты, чем остальные, надо учить, как стать более опытным пользователем Интернета, помимо обучения допустимому использованию Интернета, ответственности при работе в нем и технических вопросов безопасности.

Неграмотным же пользователям требуется объяснять все. Они должны узнать, что такое Интернет, какие виды сервисов он предоставляет, кто является его пользователями, и как установить с ним соединение. Они должны узнать о группах новостей и списках рассылки в Интернете, поисковых системах и этике в Интернете. Кроме того, они должны узнать все то, что изучают более грамотные пользователи.



Содержание раздела